А. Русаков 1937
Вата — пластичный материал, легко обрабатываемый, дающий красивую поверхность при росписи.
Белый натуральный цвет ваты сам по себе наряден. При сочетании его с яркими цветами получаются выразительные расцветки. Благодаря гигроскопичности и белизне, окраска ваты дает глубокие и сочные тона.
Игрушки из ваты скульптурны. «Лепка» их проста. Сравнительно несложная техника обработки позволяет получить самые разнообразные формы.
Ассортимент ватных игрушек бесконечен Фигуры людей, животных, деды-морозы, самые разнообразные сказочные персонажи, фрукты, овощи, шарики и другие декоративные формы—все это делается из ваты. Присоединение других материалов — бумаги, дерева, тканей, металла—позволяет изготовлять сложные и еще более разнообразные вещи.
Для приготовления ватных игрушек используется лучшая гигроскопичеокая вата. Рулон ваты раскатывается и делится на пласты.
Куски ваты для цветных частей игрушки предварительно окрашиваются. Окраска производится анилиновыми красками путем окункн. Высушенная после окраски вата поступает в формовку.
Ватные деды-морозы делаются на деревянном каркасе. Каркас для деда-мороза приготовляется так. На деревянной или фанерной доске (подставке) вертикально укрепляются две палочки длиной в желаемый рост фигуры. Между ними закрепляется третья палочка с небольшим наклоном вперед, на которой затем «лепится» голова.
Каркас обматывается стружкой до необходимой толщины фигуры. На полученный таким образом остов наматывается вата так, чтобы стружка не проглядывала через нее. После этого к туловищу прикрепляются руки, Руки изготовляются так: на проволоку. длиной ,в две руки и ширину спины фигуры, наматывают вату, оставляя концы проволоки соответствующей длины для рук, без обмотки. Полученный тюб закладывают за спину фигуры и прикрепляют на ней полосками ваты крест-накрест через плечи
На приготовленной фигуре вата гофрируется, т. е. покрывается липким светлым клеем (гумми-арабиком, желатином или декстрином) и сушится.
На высушенной фигуре делается голова. Верхняя наклонная палочка обматывается ватой. На нее наклеивается маска лица. Затем делается большая шапка для деда-мороза.
Свободные от ваты концы проволоки рук загибаются в форме варежек (рукавиц) и обматываются ватой.
Начинается отделка костюма. Для отдельных частей — бортов, обшлагов и т. п. вата соответствующим образом накатывается и наклеивается на фигуру. На лицо наклеивается борода.
В руки деда вставляется палка и сумка или елка. Отделанная фигура пульверизуется жидким клеем и осыпается толченой стеклянной пудрой.
Маска делается из бумаги или глины по гипсовой форме. Глиняная маска расписывается эмалью.
Остов фигуры можно также приготовлять из папье-маше.
Фрукты из ваты приготовляются на проволоке. Один конец проволоки обматывается лоскутом черной материи (если надо получить «чашечку ). Затем на проволоку надевается подобранный в кружок пласт желтой (или другой окраски по цвету плода) ваты, который служит впоследствии внешним покровом. Над надетым кругом по проволоке наматывается серая вата таким образам, чтобы получить форму плода. Полученная форма покрывается надетым ранее кругом ваты, который собирается вокруг плодоножки. На бока плода для расцветки накладываются соответствующие румяные, розовые и другие кусочки ваты. Полученная фигура гофрируется клеем и осыпается стеклянной пудрой. Сушится. Кончик проволоки, остающейся на месте плодоножки, обматывается цветной бумагой или ватой, К ней прикрепляются выштампсванные из бумаги листики.
Некоторые фрукты покрываются также мишурой.
В настоящее время все игрушки из ваты делаются только вручную. Трудоемкость производства, естественно, очень велика. Один рабочий за семичасовой день может делать в среднем 7 штук дедов-морозов или 60 штук плодов.
Чтобы механизировать производство, мною разрабатывается специальный станок для обмотки каркасов ватой.
За последнее время игрушкой заинтересовался ряд художников, и ассортимент ее может быть значительно расширен: образцы худ. Идерманской (иллюстрации к произведениям Пушкина «Руслан и Людмила», сказка «Золотой Петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке») образцы худ. Мартенс и др. |